Андрей Манчук. Социальный журнализм (kermanich) wrote,
Андрей Манчук. Социальный журнализм
kermanich

Category:

"Боритеся - поборете"

Бунт на Крещатике приносит первые результаты:

"Комиссия Киевсовета по транспорту признала ошибочным и преждевременным распоряжение Киевской горадминистрации о повышении с 4 ноября тарифов на проезд в столичном общественном транспорте и потребовала отменить это распоряжение... Такое решение было принято на заседании комиссии Киевсовета по вопросам транспорта и связи во вторник, сообщает "Интерфакс-Украина".Комиссия также признала неудовлетворительной работу КГГА по выполнению решения Киевсовета от 30 сентября "О ситуации в транспортной отрасли".Также комиссия потребовала привлечь к административной ответственности виновных в возникновении очередей и беспорядков в метрополитене 4 ноября, после повышения тарифов".

Выкладываю здесь целиком свой текст с "Инфопорна", написанный прошлой ночью, по горячим следам, между звонками юристам и в РОВД. Фотографии Яси Беловой - лучшего ОМовского фотографа.

Репетиция революции, или «шалені пасажири» обошлись без политиков

In my nightmares
The streets are aflame
And in my dreams
It's much the same
And on the streets of L.A.
They know my name
And if you've come this far mister
Maybe we're one and the same
 

Tom Morello

«Лишь тогда, когда «низы» не хотят старого и когда «верхи» не могут по-старому, лишь тогда революция может победить», – учит нас классическая формула назревшей революционной ситуации. В Украине она пока что сложилась только частично, однако в отдельных моментах наши реалии уже чем-то совпадают с этой хрестоматийной для революционеров цитатой. Украинские верхи никак не могут поделить между собой власть и доходные активы страны, а киевские низы не хотят платить за проезд в общественном транспорте в четыре раза дороже, чем раньше – на фоне кризиса, увольнений, безработицы, инфляции и задержек с зарплатой.

Свидетельством этого стала, пожалуй, самая яркая за последние годы акция социального протеста, состоявшая воскресным вечером на обеих сторонах Крещатика, где, вопреки обыкновению, открыли движение, пустив автомобильный поток. Таким образом власти пытались помешать акции протеста против повышения тарифов, которая широко анонсировалась в начале недели пользователями Интернета. Они основали в блогах и социальных сетях сразу несколько сообществ, объявив о создании неполитической общественной инициативы «Шалені пасажири». Количество участников народного киевского флэшмоба росло, как снежный ком – по мере того как люди сталкивались с беспределом бросившихся за добычей контролеров и начинали осознавать, сколько отнимет от их семейного бюджета инициатива городских властей. В течение нескольких дней в одно только тематическое сообщество vkontakte вступило более тысячи человек. Люди обсуждали там идеи будущей акции, генерировали свои задумки, и предлагали волонтерские услуги по расклейке тут же изготовленных за свой счет наклеек-стикеров. Об акции говорили на трамвайных остановках и в офисных курилках, а потому информация о ней довольно скоро появилась на страницах ведущих сайтов и центральных газет - включая первую полосу "Сегодня". Люди в массе поддерживали готовящийся протест «Шаленых пасажиров», чувствуя, что за ним не маячат заячьи уши политиканов или бизнесюков. А еще потому, что резкое повышение цен на тарифы недвусмысленно ставило большинство киевлян перед вопросом – стерпят ли они этот демонстративных вызов элит, согласившись со статусом вечно безропотных «терпил», или же сделают попытку отстоять свое достоинство и свое право на доступный проезд в городском общественном транспорте. 

Воскресная акция протеста дала на это весьма убедительный и дружный ответ. Она началась в пять часом вечера, у центрального входа в метро «Крещатик». Здесь еще засветло собрались участники народного флэшмоба, многие из которых, по их словам, были знакомы только по Интернету и впервые увидели друг друга вживую. У этих людей не было политической символики, которую успешно заменяли рисованные плакаты с лозунгами «Шалені пасажири», «Нет подорожанию проезда!» и «Пускай платят богатые!».  На другой стороне улицы, возле здания мэрии, надрывалась звкукоаппаратура разномастных политических групп, надеявшихся получить пиар-дивиденды на народной инициативе. Там развевались флаги всех цветов и оттенков – от красных знамен КПУ до черно-красной хоругви националистов и гордых стягов «Коалиции участников помаранчевой революции». «Политиканы» немедленно прислали гонцов к метро, агитируя «пассажиров» прийти к мэрии в качестве бесплатной массовки. Однако, организаторы акции ответили им публичным отказом, и, развернув аппаратуру, начали собственный митинг. Выступающие на нем активисты делали акцент на рекламе в метро, доходы от которой могли бы обеспечить надлежащее финансирование столичной подземки – если бы эти средства не уходили бы в бездонные русла коррупционных «откатов» посредникам. Они также заявляли, что их акция не является средством политических разборов между премьером и мэром. И что работники городского транспорта, от имени которых любит делать заявления власть, не получили прибавки к зарплате после повышения цен на проезд – хотя оно затронуло и бюджет их семей. А качество услуг для пассажиров осталось на прежнем, недопустимо низком уровне. Высказывалась  и мысль, что городской транспорт не может служить источником прибыли, а работодатели должны платить надбавку за проезд людей, которые садятся в вагоны, чтобы добраться на свое рабочее место. А в завершении один из выступающих убедительно рассказал, какой тяжестью оказались новые цены на транспорт для его простой небогатой киевской семьи.

К этому времени перед входом в метро собралось около трех сотен человек, включая мерзнувших девочек из гламурной инициативы «Фемен», натянувших на головы плейбойские кроличьи ушки. Заслушав выступления, люди решили перейти от слов к делу. Десяток добровольцев водрузили себе на шеи символическое ярмо в виде автомобильных покрышек, выкрашенных в нежно-голубой цвет, с выведенной на боку надписью «две гривни» – под стать новым жетонам. И «шалені пасажири» все вместе двинулись в вестибюль станции «Крещатик», чтобы бесплатно пройти через турникеты, в знак протеста против повышения цен. Милиция при всем желании не могла помещать этому мирному бунту, а его участники, спустившись на станцию по эскалатору, сразу же поднялись вверх и повторили свой бесплатный проход, вновь дружно перепрыгивая через турникеты. В это время на эскалаторах царила атмосфера народного праздника – люди пели песни, скандировали слово «революция», лозунг «бесплатный проезд», фотографировали друг друга с наброшенными на шеи резиновыми «жетонами» и даже не упускали случая пофлиртовать с незнакомыми девушками.

Прокатившись в очередной раз, участники флэшмоба вновь собрались у входа в метро, после чего двинулись к мэрии, где по-прежнему надрывались в микрофоны представители КПУ. Они подали заявку на пикетирование оптом, сразу на 7, 8 и 9-е числа. Число «шалених пасажирів» к этому времени заметно увеличилось за счет собравшихся со всего Крещатика воскресных зевак. Остановившись перед ступеньками, ведущими к сосредоточию столичной власти, люди сложили там крашенные под жетоны шины, после чего их начали поджигать неизвестные люди в масках. Большинство собравшихся, впрочем, встретили это с энтузиазмом – они устроили вокруг быстро вспыхнувшего огня пионерский хоровод скандируя: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!». Черные клубы дыма и чадящее пламя, освещавшее мэрию, перед которой зачем-то выключили фонари, придавали центру Киева апокалиптический колорит, который удачно дополнили бойцы давно дежурившего за углом «Беркута». Чудо-богатыри Юрия Луценко начали заламывать руки глазевшим на костер подросткам, и напуганная толпа двинулась в сторону Майдана - причем несколько человек выбежало на заботливо открытую для движения проезжую часть. Тут же произошла авария – яркий спортивный автомобиль врезался сзади в притормозившую «шкоду-октавию». Обошлось без жертв и серьезных травм, а причины этого происшествия доходчиво раскрывает комментарий свидетеля-автомобилиста:

«Все было так. Еду я значит по Крещатику. Все в дыму…и вижу ДТП. Спортивный Мерс подбил Шкоду. Выхожу иду выяснять что случилось. Беркут мне рассказал, что кто-то выбежал на дорогу, Шкода начала тормозить, а ее в зад лупанул мерс. Я сначала подумал, что кто-то дурной из митингующих решил повисеть на проезжей части. А потом оказалось что беркут начал лупасить людей, и кто-то убегая от беркута выбежал на дорогу. В результате – авария».

Сразу после аварии люди, которые к этому времени толпой стояли на другой стороне улицы, наблюдая за происходящим у горсовета, вышли на проезжую часть, и двинулись туда вместе с водителями остановившихся машин. Получив эту поддержку, «шалені пасажири», включая женщин-пенсионерок, безуспешно пытались отбить у «Беркута» задержанных людей – как это видно на видео, снятое получившим дубинкой по голове журналистом. Корреспондент «Украинской правды», задержанный «Беркутом» на подходе к месту событий, и отпущенный затем до утра под подписку (маленькая привилегия журналиста), говорит, что большинство из тех, кто попал этим вечером в Шевченковский РОВД были случайными людьми – задержали даже парня, который шел на свидание со своей девушкой. Он во всех подробностях рассказывает о своем пребывании в милиции, и уточняет: остальные задержанные (включая одного несовершеннолетнего) провели ночь в РОВД, и предстанут перед судом сегодня в 11 часов утра.

Наблюдая за акцией, я услышал разговор двух парней, которые, в числе многих других, с увлечением снимали происходящее на камеры своих телефонов – можно не сомневаться, что сегодня эти записи посмотрит половина жителей Киева.

- Ты смотри, все опять как на Майдане! – восторженно говорил один из этих ребят.

- Да нет, совсем не так. Тут же нету политиков. Просто народ сам по себе собрался, – отвечал его друг, продолжая снимать костер из гигантских «жетонов». Конечно, бунт на Крещатике далек даже от того, чтобы называться репетицией революции. Но, он важен тем, что украинская власть впервые столкнулась здесь с народным протестом, за которым действительно не стоит ни один из политиканов. А киевляне, не веря сладким словесам кинувших их мессий, похоже, начинают учиться самостоятельно отстаивать собственные права.

Андрей Манчук

Tags: действие, фото, шалені пасажири
Subscribe

  • 2020: фото

    Если мы еще поживем, и меня спросят: "как ты провел 2020-й год?", я отвечу: "лечился от ковида, путешествовал и писал". О…

  • Три встречи с Чавесом

    «Чавес ушел». Я написал это в своем блоге, и только потом понял двусмысленность этих слов. В августе 2005-го года, когда мы…

  • Другой Львов

    Великанович погиб в 1938 году, во время битвы на реке Эбро, разделив судьбу большинства командиров и комиссаров украинской роты. Ее уцелевшие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments

  • 2020: фото

    Если мы еще поживем, и меня спросят: "как ты провел 2020-й год?", я отвечу: "лечился от ковида, путешествовал и писал". О…

  • Три встречи с Чавесом

    «Чавес ушел». Я написал это в своем блоге, и только потом понял двусмысленность этих слов. В августе 2005-го года, когда мы…

  • Другой Львов

    Великанович погиб в 1938 году, во время битвы на реке Эбро, разделив судьбу большинства командиров и комиссаров украинской роты. Ее уцелевшие…