?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Андрей Манчук. Социальный журнализм

Dec. 19th, 2008 10:51 am Где родилась "кравчучка"

"Кравчучка". Александр Садовский, полотно, масло, 1998 г."Кравчучку" видели все. Во всяком случае, в Украине - да и на всем постсоветском пространстве, где ее знают под какими-то другими народными именами.

На прошлой неделе я побывал там, где их начали производить впервые, результатом чего стал этот материал. Те, кому интересны подробности производства первых "кравчучек", могут посмотреть очерк в "Газете по-киевски".  А здесь можно прочитать о других специфических механизмах капитализма: аппаратах для "точечного" отключения канализации и воды.

Колыбель «кравчучки»

Эта железная тележка о двух или четырех колесах стала национальным символом Украины «кризисных» девяностых годов – таким же знаковым, как малиновые пиджаки нарождавшейся тогда постсоветской буржуазии. При одном слове «кравчучка» мускульная память заставляет руки налиться тяжестью – как во времена всеобщего безденежья и безработицы, когда мы тянули на тележке спасительную картошку с пригородных «фазенд». Или во время первой работы, когда я таскал на такой «кравчучке» грузы на столичный вокзал, а работники киевского метро брали с тележников мелкую мзду, чтобы пустить нас на эскалатор.

Образ старушки-пенсионерки, волочащей за собой мешок на гремящем по выбоинам возке, или базарного торговца с груженной тюками тележкой стал привычным для целого поколения. Он даже оказался запечатлен в скульптуре, установленной в городе Славянске в память о первых украинских «челноках». Народ Украины дал этой тележке символические названия «кравчучка» и «кучмовоз», но третий украинский президент также заслуживает права  быть увековеченным в имени этого позорного «рыночного механизма». «Кравчучки» никуда не делись с наших улиц – их все также таскают за собой полунищие люди, и моя теща на днях приволокла на таком агрегате овощи в подарок для внучки. А волны кризиса вновь накрыла собой страны бывшего СССР, и оставшиеся без работы и без общедоступных кредитов люди идут в чулан и стирают пыль с самого популярного изделия девяностых. Очень скоро на наших улицах добавиться характерного дребезжащего звона от колес плохо забытых народом «кравчучек».   

А сейчас мы пришли посмотреть на их колыбель – на киевском авиазаводе, где в июне девяносто первого года оставшиеся без зарплаты инженеры подготовили чертежи «Складного транспорта для ручной клади «Шмель», как изначально именовалась эта тележка. Их достал для нас из архива инженер-конструктор Александр Красников. Производство «кравчучки» стало наглядным символом глубокого общественного и экономического регресса: это первобытное приспособление, возвратившее нас к эпохе «мешочников», воспетых Бабелем и Паустовским, делали из сверхлегкого авиационного алюминия, на электронных роботизированных линиях последнего поколения. И ставили его на колеса для детских колясок «Мальвина» и «Зорька», спрос на которые резко снизился после катастрофического спада рождаемости в начале девяностых. Тогда как спрос на «кравчучки» бил все рекорды – в девяностые авиазавод выпускал по сто тысяч этих изделий в месяц, по цене двадцать четыре гривни за штуку, так что продукцию киевского авиазавода таскали за собой миллионы украинских граждан – а часть тележек даже отправлялась на экспорт в Москву.

Конструкторы «кравчучки» сами таскали на ней картошку с пригородных базаров и наблюдали за тем, как народ совершенствует их изделие:

– Волочу я тележку, а рядом со мной сельский мужичок на своей что-то тащит. Присмотрелся: колеса у нее заводские, «фирменные», но не два, как у нас, а четыре – видимо, мужик сам их для большего удобства приделал. Пришел я к себе на завод, и сразу набросал проект такой же, усовершенствованной «кравчучки» – на все четыре колеса – рассказывал нам Александр Красников.

Украинские базарные «челноки» привезли киевские тележки на польские вещевые рынки, и вскоре польские бизнесмены наладили производство габаритных «кравчучек» из более дешевого «черного» металла. Через несколько лет их начали делать в Китае, внутренний рынок наполнился, и авиазавод, не выдержав конкуренции, прикрыл некогда сверхрентабельное производство. Однако, Виктор Гордийчук, начальник конструкторского бюро разовых заказов, уверил нас, что тележки можно выпускать и в эпоху Ющенко – если на них вновь будет заказ и спрос. А он уже формируется парализовавшим страну кризисом. 

Мы рассматривали старые чертежи «кравчучки» – уродливого символа уродливой эпохи, и слушали инженеров-конструкторов, показавших нам образцы уникальных и ныне похороненных за рыночной нецелесообразностью проектов:. Конструкторы-«пентакли» – из них можно было собрать целый велосипед и кучу других, не менее полезных и интересных вещей, роботы, умевшие сами собирать самолеты и передвижные дачные домики-прицепы для отдыха заводских рабочих. Конструкции и аппараты будущего ушли в прошлое, уступив место допотопным ручным тележкам, и сегодня о том времени напоминают разве что уцелевший на заводе памятник Ленину, который собираются снести власти. Да еще, экспозиция местного музея, где «кравчучка» находится в странном и диком соседстве с моделями самолетов конструкторского бюро Антонова.

А киевские фирмы вовсю клепают сейчас железные печки-«буржуйки». Массовый спрос на них, появился на прошлой неделе, впервые с послевоенных лет, когда собственники «Киевэнерго» отключили киевлянам горячую воду за долги проворовавшейся городской власти, при прямом попустительстве конкурирующей с мэром Юлии Тимошенко. И можно только догадываться, к какой глубокой архаике еще отбросят нас взбесившиеся и конструктивно порочные механизмы свободного рынка.

Андрей Манчук

http://www.rabkor.ru/?area=authoredArticleItem&id=1065
 

11 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:chaka01
Date:December 19th, 2008 10:26 am (UTC)
(Link)
Правильно пишете. Спасибо.
From:kermanich
Date:December 19th, 2008 03:55 pm (UTC)
(Link)
Не за что.
From:dsvisd
Date:December 19th, 2008 01:02 pm (UTC)
(Link)
Работники киевского авиастроительного наверное просто устроили тщательно спланированную политическую провокацию! Товарищи, вы не поверите, но в нектотрых кругах Медведев больше известен под именем "Шмель"!)))
From:kermanich
Date:December 19th, 2008 01:03 pm (UTC)
(Link)
?
From:dsvisd
Date:December 19th, 2008 04:36 pm (UTC)
(Link)
именно! Медведев - Шмель, Путин - Краб http://fotki.yandex.ru/users/special96/view/53976/
From:kermanich
Date:December 19th, 2008 06:39 pm (UTC)
(Link)
Ну, то был 91-й год )
From:dsvisd
Date:December 20th, 2008 02:21 pm (UTC)
(Link)
тамплиеров разгромили в начале XIV века, а последствия до сих пор ощущаются)
From:dsvisd
Date:December 19th, 2008 04:40 pm (UTC)
(Link)
(no subject) - (Anonymous)
From:kermanich
Date:December 19th, 2008 07:02 pm (UTC)
(Link)
Представил. Впечатлило )

Кстати, инженеры авиазавода подготовили еще одну модель кравчучки - редикюль с колесами по образцу шасси самолета. Бедняги и тут о небе думали.
http://mycityua.com/articles/people/2008/12/15/100900.html
From:admy2007
Date:December 25th, 2008 02:56 pm (UTC)
(Link)
Очень интересный материал. Спасибо. Я не знал многих из приведенных Вами подробностей.
From:kermanich
Date:December 25th, 2008 03:28 pm (UTC)
(Link)
Не за что. О теме действительно писали очень немного.