?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Ирония истории - Андрей Манчук. Социальный журнализм

May. 18th, 2009 09:22 pm Ирония истории

Вчера в Украине открылась выставка "Сломаные судьбы: коммунистический террор в Украине 1920-1950 годов". Ее организовал трогательный тандем Службы безопасности Украины и благотворительного фонда "Украина 3000", возглавляемого Катериной Ющенко, которая, главным образом, и пиарилась на этом мероприятии. Пока ее супруг синхронно выступал с предвыборными призывами еще активнее демонтировать в стране памятники советской эпохи.

Если кто не знает, этот тот самый фонд жены президента, который всенародно собирал деньги на "Детскую больницу будущего" в Киеве. Ее должны были открыть еще в 2007 году - но пока мы имеем лишь темную аферу с замороженными в банке миллионами (под 19% годовых) и земельным участком в заповедном лесу. А также - вчерашнюю выставку из 24 плакатов, организованную политической полицией, и потому объективную вне всяческих сомнений. На незавершенный, показушный памятник Голодомору, который аврально строили украинские и иностранные заробитчане, денег хватило - несмотря ни на что.

Моего прадеда Василя Манчука расстреляли в тридцатых годах. Моя бабушка с детства рассказывала мне, как она переживала голодные годы. Но я тем более не буду спокойно смотреть, как мелкая политическая сволочь пытается заретушировать судьбами подобных людей трагедию их ныне живущих праправнуков - и получить на этом свой предвыборный гешефт.

К чему это? К одной из двух статей о постсоветском национализме, которые я сейчас написал.

Ирония истории и постсоветский национализм

Буржуазный национализм, выступивший идеологией реставрации постсоветского капитализма, изначально нес на себе печать неприятия диалектики. В середине девяностых профессор Мария Шкепу рассказывала о том, как декан философского факультета Киевского университета, чуткий к конъюнктуре чиновник, оперативно изгнавший из храма науки марксизм и его адептов, подозрительно принюхивался и к гегелевскому диалектическому методу. «Ведь Маркс произрастает из Гегеля», – со знанием дела говорил господин Тарасенко, видимо, ожидая соответствующих директив «сверху». Похоже, что немецкую классическую философию спасло от расправы теоретическое невежество вчерашних партийных номенклатурщиков, которые азартно делили на заре девяностых государственную собственность и портфели первых «демократических» кабинетов. Им было не до диалектики – хотя ее законы продолжали с необходимостью определять постановку трагикомической пьесы под названием «история Украины», сыгранную на подмостках свежеобразованного классового государства.

Это было время, когда киевские энтузиасты летели на самолете в Ужгород, услышав, что в местном университете выбросили на помойку массу марксистской литературы. Сегодня трудно сказать, остались ли эти работы в университетских библиотеках других украинских городов – но спустя годы можно видеть, что диалектика справедливо отомстила нам за себя гегелевской «иронией истории». Общество реставрации, отвергшее науку о развитии в пользу примитивной иррационально-чувственной идеологии национализма, закономерно оказалось отброшенным в свое прошлое, далеко назад, переживая глубокий регресс в области науки, культуры, экономики и демографии. Общество, выбравшее поклонение мифологизированному прошлому, подменяя апологетикой его критический научный анализ, заслужило новую «Руїну» – темную эпоху всевластных магнатов и их нищих холопов.

«Логика вещей действует сама по себе. И существует страшная месть, которую Маркс и Энгельс, в духе Гегеля, называли иронией истории», – писал в свое время Михаил Лифшиц. «Это та самая нешуточная закономерность, которую Маркс вслед за Гегелем любил называть «иронией истории», – «неизбежной судьбой всех исторических движений, участники которых имеют смутное представление о причинах и условиях их существования и потому ставят перед ними чисто иллюзорные цели», – дополнял его слова другой блестящий философ – Эвальд Ильенков. Фамилия, куда менее знакомая украинской интеллигенции, чем имя Андрея Ильенко, выпускника философского факультета того самого киевского университета, одного из лидеров ультраправой «Свободы», «известного своими сверхрезкими антисемитскими и откровенно расистскими публичными заявлениями и публикациями», – как пишут о нем на «Народной правде». Вполне ожидаемые плоды нового образовательного порядка, который вводили здесь в начале девяностых годов.

А, между тем, цитируемые Ильенковым слова в полной мере характеризуют иррациональную природу национализма постсоветских люмпенов и буржуа, который пустил глубокие корни в рабочем классе бывшего СССР. Патриотическая истерия, и нелепая болтовня о «трипольских корнях», о мифическом величии прошлых веков и прочей ахинее, вроде легендарного золота гетьмана Полуботка, подменяла и подменяет для нас понимание сути экономических и политических процессов, из года в год разрушающих эту страну. И все задачи и цели, которые пафосно декларировал перед обществом постсоветский национализм, логично переходят в свою противоположность – как в общем, так и в самых частных деталях.

Нам обещали новую процветающую, великую «европейскую» Украину – в то время как эта вконец обнищавшая, деиндустриализованная страна стала задворками континента, где ее знают по швейцарским дачам олигархов и по армии мигрантов-заробитчан.

Нам говорили о независимости – но среднестатистический украинец во всем зависим от прихоти босса, от произвола коррумпированных чиновников и от валютных спекуляций банкиров. Тогда как посол иностранного государства вручает дипломы выпускникам академии национальной спецслужбы – в то время, как другое государство держит нашу страну в наркотической зависимости от энергоносителей.

Нам говорили о возрождении национальной культуры – а мы видим, как превратились в бутики книжные магазины, как разошлись под офисы помещения научных институтов, как упал общий уровень образования и культуры. И подростки, одинаково безграмотные на русском и украинском языках, массово потребляют вульгарные продукты шоу-бизнеса, иногда запакованные в псевдоинтеллектуальную оболочку.

Нам говорили о духовности – в том время как Украина превратилась в международный рынок сексуальных услуг, под благостный звон церквей, строящихся вместо больниц и школ. А конкурирующие между собой предприниматели от религии одинаково исповедуют культ Мамоны – самый справедливый для общества, где продается и покупается все, что имеет рыночную цену. И вызванные наркотиками смертельные грезы (нечто, очень похожее на иллюзорные фантазии националистов) остаются единственным способом, с помощью которого заполняют вакуум чувств и мыслей тысячи украинцев.

Нам говорили о здоровье нации – тогда как она вымирает от все той же наркомании и эпидемии «социальных» болезней – туберкулеза и ВИЧ-СПИД. А дети и пенсионеры из бедных семей практически лишены качественной бесплатной медицинской помощи, несмотря на бизнес-аферу жены президента вокруг так и не построенной детской клиники. Патриоты смакуют жалкие достижения насквозь коммерциализованного спорта, но вместо спортплощадок в Украине обустраивают ларьки и автостоянки. А табачные, водочные и пивные магнаты – спонсоры футбольных клубов – массово и изощренно убивают ее молодежь.

Украинцам обещали улучшение экологической ситуации – и это обернулось массовым уничтожением парков, лесов и скверов, хищнической застройкой речных и морских берегов, закрытых от нас тюремными заборами частных особняков.

Бессовестная политическая спекуляция на жертвах голода сталинских тридцатых годов проходила на фоне беспрецедентного сокращения населения страны – за счет исхода безработных мигрантов, роста смертности и падения рождаемости. В то время, как чиновники зарабатывали на строительстве «монументов национальной памяти», в обезлюдевших селах Украины разваливались коровники и хаты. А патриотические бизнесмены растаскивали не металлолом обанкроченные заводы и резали на металл корабли, которые заменила для нас пара бутафорские казацких «чаек», веселящих своими визитами порты Средиземноморья.

Осталось лишь доиграть пьесу до конца. И можно не сомневаться, что, выступая под лозунгами целостности, соборности и суверенитета, национализм всячески посодействует распаду Украины –прекрасной страны, которую так плохо знают заклинающие ее именем шовинисты. Как это уже случилось в Грузии, где недалекие националистические политиканы сами положили Осетию и Абхазию в карман к собирателю новой империи Путину.

Да, это ирония мстительной истории. И в том, что под громкие крики о великой Украине мы превратились помойную яму европейского континента, есть вполне определенная логическая связь. Как оказалось, специфическое понимание любви к Родине, отождествляемое с враждебностью к инородцам, отнюдь не приносит благосостояния представителям самой «титульной нации». И пока мы зачарованно внимали бесконечной волынке патриотических речей, некие субъекты, объединенные отнюдь не по национальному, а по социальному признаку, растащили по кускам экономику этой страны. Иллюзорные патриотические фантазии, навеянные и навязанные нашему обществу, всегда использовались в совершенно конкретных и рациональных целях. Постсоветский национализм – это механизм управления и контроля в руках правящего класса. Еще в начале девяностых он оказался с неизбежностью востребован нарождающейся буржуазией постсоветских стран в качестве ее классовой идеологии и как один из инструментов общественного господства. Национализм был призван заполнить идеологический вакуум и обосновать властные права вчерашних партработников – детей и внуков крестьян и рабочих, эмансипированных Октябрем. Ведь он по умолчанию выводил традицию их господства над низшими классами со времен летописных князей, великодержавных монархов, средневековых гетьманов, миллионеров-сахарозаводчиков, военных диктаторов времен Гражданской войны и фашистских фюреров из межвоенных эмигрантских кругов.

Именно благодаря национализму наши массы остаются послушным орудием в руках давно опротивевших им господ – защищая их интересы под видом «интересов нации и страны». Национализм трансформирует социальное недовольство в ксенофобские предрассудки, консолидируя низы вокруг той или иной фракции национальной буржуазии. И играет роль социального наркотика для бедных, обездоленных, малообразованных людей, которые особенно охотно верят героическим мифам о великом прошлом своей страны – и живут этим вымышленным прошлым, укрываясь в нем от позорного прозябания своего народа.

Такова ирония истории, ее страшная месть тем, кто обернул развитие своей страны назад, в ее темное прошлое. И можно быть уверенным, что история будет беспощадной к народу, отказывающемуся учиться даже на собственной шкуре, которую живьем снимают с него его господа.

Андрей Манчук

Опубликовано

48 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:waskos
Date:May 18th, 2009 07:23 pm (UTC)
(Link)
Повністю згоден.
From:kermanich
Date:May 18th, 2009 11:01 pm (UTC)
(Link)
це справді суттєва проблема.
From:tanuki666
Date:May 18th, 2009 07:26 pm (UTC)
(Link)
Андрей, вот скажи мне, сколько еще должно пройти времени для того, чтобы на Украине, наконец-то поняли, что вашего Салот Сара пана Ющенко нужно убирать? Ведь доведет же он Украину до цугундера -- разделят ее Польша, Румыния и РФ на троих и никто даже не пикнет.
From:kermanich
Date:May 18th, 2009 07:27 pm (UTC)
(Link)
Дело не в Ющенко.
У Гидры много голов.
(no subject) - (Anonymous) Expand
From:roman_sharp
Date:May 18th, 2009 07:29 pm (UTC)
(Link)
Молодец!
Хорошо написал!
From:the_mockturtle
Date:May 18th, 2009 07:42 pm (UTC)
(Link)
Сильно.
From:karma_pema
Date:May 18th, 2009 09:29 pm (UTC)
(Link)
убедительно. я правда имею кое-какие предрассудки насчет коммунистической идеологии, но что-то мне подсказывает, что между вами и демагогом Петей Симоненко, задуривающим голову несчастным пенсионерам, есть некая разница. очень надоело жить в этом бардаке, но думая о коммунистах сразу вспоминаешь совок со всеми его сомнительными прелестями. возможна ли социальная справедливость без террора и жертв? потому что ни одна идея, имхо, не стоит пролитой за нее крови.
From:kermanich
Date:May 18th, 2009 09:34 pm (UTC)
(Link)
Да, Петя Симоненко относится ко мне сугубо отрицательно )

Но дело, конечно, не в этом - дело в идеологической разнице, которая между нами, бесспорно, существует.
From:dengab
Date:May 19th, 2009 05:12 am (UTC)
(Link)
Очень правильный и актуальный материал. В Украине власть уже перешла из стадии насаждения национализма в стадию практической пропаганды фашизма.
From:corneliu
Date:May 19th, 2009 07:18 am (UTC)
(Link)
Не буду спорить об основном тезисе - т.к. фундаментальный мировоззренческий категориальный аппарат и, следовательно, методологии, у нас слишком разные, чтобы это имело смысл. Но спрошу все ж, не удержавшись: Андрей, Вы полагаете, что "нормальный" (ну типа без ксенофобии и мифологизации истории) национализм в принципе невозможен?
From:kermanich
Date:May 19th, 2009 07:42 am (UTC)
(Link)
Возможен. Но в другом историческом контексте.
From:taira_koremochi
Date:May 19th, 2009 08:47 am (UTC)
(Link)
Всё по делу. Однако это не совсем национализм. Если называть идеологию владеющими массами, то её можно назвать инфантилизм. В отношении же управляющей части общества, то скорее полное отсутствие идеологий. Там скорее внешнее управление. Фашизм произрастает из инфантильного состояния, как конечная форма либерализма.
From:out_of_time_man
Date:May 19th, 2009 08:48 am (UTC)
(Link)
Написано, конечно, хорошо и правильно, но не национализмом единым... Одна из главных проблем нашего общества - это отсутствие культуры, прежде всего социальной. Причём как у обычных людей, так и у тех, кто по долгу своей службы должен эту культуру прививать или следить за соблюдением "правил общежития". И, конечно же, неспособность думать и критически воспринимать происходящее. А национализм - это, скорее, следствие отсутствия культуры и способности мыслить. В остальном полностью согласен.
From:v_star_78
Date:May 19th, 2009 01:48 pm (UTC)
(Link)
про национализм всё понятно. тут спориь не о чем. с вашими аргументами может спориь только зомби
комментировать ритуальный для "левых" текстов пассаж о "церквях вместо больниц" тже нет смысла
а вот что меня сейчас действительно занимает так это
анализ классовой структуры нашего общества.
Вы пишите
Еще в начале девяностых он оказался с неизбежностью востребован нарождающейся буржуазией постсоветских стран в качестве ее классовой идеологии и как один из инструментов общественного господства. Национализм был призван заполнить идеологический вакуум и обосновать властные права вчерашних партработников
"Нарождающаяся буржуазия" не могла ничего востребовать, потому что еще не народилась. Класс не сформирован а значит не может рефлексировать. "вчерашние партократы" превратились в основном не в буржуа а в чиновников. И именно чиновники насаждали и насаждают национализм. При этом они не являются буржуазией т.е. собственниками средств производства.
Это в западном капиталистическом обществе собственики формируют гос аарат и идеологическую обслугу, а нас наоборот чиновники формируют буржуазию из своих друзей и родственников.
Я это к тому, что мне всё больше кажется, что в наших реалиях разговоры о борьбе с капиталистами это бои с ветряными мельницами. Подлинный класс угнетателей в постсоветском обществе это не буржуазия а бюрократия, а его господство обусловлено не контролем за средствами пр-ва а контролем над гос. апаратом. Т.е. всё верх ногами в сравнении с "классикой"
From:middleware
Date:September 19th, 2009 07:07 pm (UTC)
(Link)
дык а ваше замечание всего лишь дополнение вроде бы...
та же суть остается, только с поправкой на "азиатскую вертикаль власти" как модель, искажающую немного все капиталистические бусурманские веяния)))

так что номинально да, не по классике. а глубинно - это "адаптированная на местности" классика, и "бои с мельницами" реальны, только их надо вести АДЕКВАТНО нашим реалиям, всего то.

(то же касается, допустим, движения веганов за ненасилие, антифа, экологов и тп.. КОПИРОВАТЬ НЕ НАДО, надо инновационно действовать)))
From:mckateri
Date:September 18th, 2009 08:47 pm (UTC)
(Link)
мені все ж здається, що в Україні націоналізм залишається маргінальним світосприйняттям. мало хто ним тішиться. тут актуальніше все ж буде горілка, наркотики, хто багатший - або новий диван, або шось "духовне", як мені кілька співрозмовників охарактеризували відпочинок на морі. ну, і гадаю, що міфологізація власної історії характерна не лише для будь-якої нації, але і для будь-якої особистості, що в тому? абсолютна згодна, що питання мови і національності просто використовують, аби люди не думали про головне - про власне життя замість втішань ілюзіями
From:gurvinyk
Date:January 12th, 2010 11:31 am (UTC)
(Link)
http://pics.livejournal.com/kermanich/pic/001ktg8g/s320x240

Цей плакатик використовують всі види інтернаціоналістів від соціалістичних до расових. Таке.
From:kermanich
Date:January 12th, 2010 11:44 am (UTC)
(Link)
Не маю сумнів - автор в нього правий, здається.