Андрей Манчук. Социальный журнализм (kermanich) wrote,
Андрей Манчук. Социальный журнализм
kermanich

Category:

Борьба & гимнастика

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/ff/Olympic_pictogram_Gymnastics_%28rhythmic%29.pngСпорт и ненависть в Севастополе

Деревянные домики с душными комнатами, скрипучими койками и без санузла всегда напоминают мне о счастье пионерского детства, на исходе тоталитарной эпохи. Любители попинать ногами мертвый «совок» могут сделать из этого многозначительные выводы, а мы с удовольствием приехали на маленькую базу отдыха, на морском берегу к северу от Севастополя. Местные энтузиасты проводили здесь детские соревнования по греко-римской борьбе, в пропахшем потом зале поселковой школы. Нам было интересно посмотреть, как юный марксист Февзи Мамутов идет к очередному призовому месту, под благосклонным взглядом Рустема Казакова, легендарного чемпиона «черной» олимпиады в Мюнхене. Даже тренера обращались к нему здесь не иначе, как Аксакал. А тренера, которые свезли в Севастополь подростков из Мариуполя, Запорожья, Донецка и даже из «Папы-Ростова» были главными на этом греко-римском балу. Люди с бычьими шеями, с жеваными пельменями вместо ушей и фанатичной любовью к «классической» борьбе, которой они принесли в жертву свою судьбу – еще такими же пацанами, как их нынешние питомцы. «Сенека говорил – бороться, значить жить». «Мы не философы, но тоже «классики», – поучали они детей в перерывах между боями и тренировкой.

Как оказалось, в Украине еще сохранился спорт, и то, что называют спортивной борьбой. Они уцелели в укромных местах, где не пахнет бизнесом и рекламой. На некоммерческих соревнованиях, организованных за гроши – вроде этих сборов на кубок памяти местного борца-«афганца», погибшего здесь в бурные девяностые – когда клан «Башмаки», подмяв пол себя полуостров, бросил вызов криминалу России и Украины. Классическая борьба составляет смысл жизни собравшихся здесь людей. Им нужны не сделанные в Китае пластиковые кубки с медалями из латуни, а борцовская техника, которую днем и ночью отрабатывали на асфальтовых дорожках между домиками турбазы. И стоило посмотреть, как трехкратный чемпион РСФСР Леонтий Иванович Алексеев, борец преклонных лет, хромающий на одну ногу, крутил и таскал юных призеров соревнований вместе с их тренерами. Один из них признался, что взял кредит в банке под залог семейных «Жигулей», чтобы привезти своих ребят на этот турнир.

Реликтовые останки эпохи бесплатных спортсекций на каждом углу, которую даже не могут представить себе спивающиеся подростки в моем районе – чемпионы по классическому литрболу, несчастные жертвы алкогольной поножовщины в подворотнях. Точно так же, как мне трудно представить, что полвека назад греко-римская борьба входила в физкультурные нормативы общеобразовательных школ – во всяком случае, так говорили нам тренера.

«Солнце победы с борцами Осетии дружит.. Боролись еще боги на Олимпе… У меня поломанные уши, били головой меня об мат» – задушевно пели вечером на берегу моря, под крутым обрывом с надписью «Осторожно, оползень. Кто предупрежден, тот вооружен». Прибой гудел как натянутая басовая струна, мы фотографировали падающее в море солнце, и на фоне его диска вдруг показалась девушка, выполнявшая гимнастические упражнения, демонстрируя нам пластичность и прекрасную грацию. Она казалась античной богиней на берегах бывших периферийных колоний эллинов – и это была сердитая богиня, что тут же обнаружилось при попытке знакомства.

– Вы нас для порносайтов снимаете, да?, – сказала нам Вика, кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике. А ее подружка Алена, тоже гимнастка, пристально смотрела на борцов с неподдельным испугом маленького ребенка. Стало понятно, что девушки очень молоды, в силу известной специфики своего удивительного вида спорта.

Потом они успокоились, мы разговорились, и Вика с Аленой приоткрыли для нас дверь в филиал преисподней, именуемый украинским спортом. Знаменитая неспортивная война между киевской «школой Дерюгиных» и крымской «школой Серебрянских» закончилась административным террором против крымских гимнасток. Девочки рассказывали о взаимной ненависти, пакостях и грызне, которые царят в мире воздушных фей, танцующих с лентами и обручами. И о коррупции, особенно масштабной, учитывая роль субъективной оценки судейства в художественной гимнастике. Когда откровенно отобранные судьей баллы лишают смысла годы механических тренировок, которыми истязают себя эти дети.

– Путь к чемпионству, к Европе, мировому первенству и олимпиаде лежит через постель спонсора. Для всех, у кого нет больших денег. Это понимают даже родители. На соревнованиях всегда кажется, что тебя оценивают и выбирают. Бывало, что когда девочки выходили потом на улицу, их закидывали в машины и без разговоров увозили «поразвлекаться». А просить защиты у кого – у других, «добрых» дядь, за ту же самую цену? – рассказывала Алена.

– А сколько наших после спорта зарабатывают, снимаясь в эротике или порно – гибкость там очень цениться. Ведь все мужчины смотрят художественную гимнастику только потому, что видят в ней интересные «позы». Все до единого, я уверена – с вызовом закончила за ней Вика. – Как я ненавижу спорт.

Борцы слушали это с полным пониманием и сочувствием, хорошо читавшимся на их сумрачных лицах.

– Да у нас то же самое – засуживают, деньги и «лапа» всюду нужны, чтобы пробиться. Только на этом турнире деньги роли не играет. Он «для души», потому мы сюда и едем, –сказал в ответ запорожский тренер.

Борцы хотели идти в поселковый кабак, смотреть паршивый футбол в исполнении сборных Хорватии и Украины. Пьяная молодежь криками отмечала гол, забитый хорватами на второй минуте с начала матча, и мысли упорно вертелись вокруг ненависти и лжи, которые рождает изуродованный бизнесом спорт.

Фото танцующей на закате гимнастки вышли удачно. Но мы, пожалуй, не будем выкладывать их в интернете.

Андрей Манчук

Опубликовано

Tags: Третий мир, их положение, мандри
Subscribe

  • Папа и хунта

    В 1976-м году Бергольо потребовал, чтобы два священника-иезуита (Орландо Йорио и Франсиско Халикс) прекратили проповедовать теологию освобождения…

  • Светлана Баскова

    Российский кинорежиссер Светлана Баскова получила известность в конце девяностых – как автор авангардного кино, а затем сняла серию…

  • Три встречи с Чавесом

    «Чавес ушел». Я написал это в своем блоге, и только потом понял двусмысленность этих слов. В августе 2005-го года, когда мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

  • Папа и хунта

    В 1976-м году Бергольо потребовал, чтобы два священника-иезуита (Орландо Йорио и Франсиско Халикс) прекратили проповедовать теологию освобождения…

  • Светлана Баскова

    Российский кинорежиссер Светлана Баскова получила известность в конце девяностых – как автор авангардного кино, а затем сняла серию…

  • Три встречи с Чавесом

    «Чавес ушел». Я написал это в своем блоге, и только потом понял двусмысленность этих слов. В августе 2005-го года, когда мы…