Андрей Манчук. Социальный журнализм (kermanich) wrote,
Андрей Манчук. Социальный журнализм
kermanich

Category:

Стереотипы

Эта колонка на rabkor.ru - вводная к моим статьям об истории и жизни ЮАР.

Анализ социально-психологических стереотипов, на которых основано наше восприятие африканской темы.

На фото - "Мадонна Соуэто" в  знаменитой церкви Реджина Мунди, которая служила одним из центров политического сопротивления апартхейду. 



Мы и Африка

Слово «Африка» затрагивает несколько стереотипов, глубоко заложенных в нашем сознании. В детстве оно открывает каждому удивительный мир природы - слишком далекий, чтобы наши земляки-европейцы успели истребить всю местную фауну, как это случилось в наших краях. Это страна сказок, куда нужно долго-долго прыгать и бежать по тропинке, где реки вот-такой-ширины, а добрый доктор Айболит спасает зверей от злого разбойника Бармалея. Сочиненная Корнеем Чуковским история о страдающих на берегах Лимпопо животных однажды вызовет ассоциации с больными беженцами из Конго или Судана, чьи распухшие животы то и дело мелькают в теленовостях. Однако это будет потом, и Африка всегда останется для нас кусочком беззаботного детства, большой яркой книгой, страницы которой греют тебя даже спустя годы, холодной зимой.

Другой стереотип приходит к нам позже, по мере становления в рыночном обществе, где выражения «пашут как негры» и «живут как белые люди» означают определенное положение в нашей социальной системе, основанной на примате частной собственности и наемном труде. Слово Африка, бывшее синонимом сказки, превращается в другое название нищеты. Мы узнаем: кроме волшебных животных там живут люди с другим цветом кожи, большинство из которых прозябает в безнадежной бедности. Хотя в детстве мы читали у Хаггарда и Буссенара о сказочных сокровищах этого континента, копях царя Соломона, береге слоновой кости и рассыпанных по саванне алмазах, похожих на упавшие южные звезды.

Любовь к Африке и страх перед ней – вот что формируют в итоге два этих расхожих стереотипа.

Миллионы таких же нищих людей обитают в других уголках планеты, но именно Африка закрепляется в нашем сознании как эталон низкого уровня жизни, царство голода, преступности и болезней, социальное дно всей планеты. Подобно тому, как слово «Восток», согласно «Ориентализму» Саида, прочно ассоциируется у европейцев с образами экзотического, загадочного и нецивилизованного мира. Эти привнесенные через литературу и масскульт штампы сформировались в ходе колониальной экспансии, и потому наше представление об Африке несет на себе отпечатки специфической формы «познания мира» – в виде его завоевания и эксплуатации его ресурсов.

Мы осознаем, как велики природные богатства Африки, мы слышим о трагической бедности ее жителей - и противоречие может быть разрешено только через понимание причин этой противоестественной ситуации. Здесь проходит водораздел между анализом и предрассудками, между попыткой понять логику системного кризиса Черного континента, до сих пор остающегося глобальной колонией Первого мира, и обывательским стереотипом, который винит во всем врожденную неполноценность африканцев, якобы не способных к цивилизованной жизни без управления «белых людей».

В этом моменте тоже проявляют себя родовые пороки человека капитализма. Жителям постсоветской Восточной Европы часто свойственно упиваться картинами нищеты в той или иной африканской стране, которую они вряд ли сумели бы показать на географической карте. Наши соотечественники, жители нищих олигархических государств, где демократия является фикцией, а право и достоинство человека бессильно перед произволом власти и капитала, пытаются преодолеть этим собственный комплекс неполноценности. Привыкшие к унижениям в консульствах Евросоюза, к оскорблениям европейских мещан, которые боятся и презирают «диких восточных бандитов», они ощущают себя «белыми людьми», показывая пальцем на чужую, «черную» нищету. Россияне и украинцы, которых давно поработили работодатели, утверждаются в своем мифическом превосходстве над теми, кто, по их мнению, живет еще худшей жизнью. Эти доморощенные расисты считают «недолюдьми» жителей далекого континента, известного им только по телепрограммам и сетевым байкам. Хотя сами давно лишились базовых человеческих чувств, обменяв их на звериное чутье, трусливую хитрость, жестокость и цинизм мелких хищников из рыночных джунглей. Им свойственно особенное умение видеть нищету и дикость в других краях, не замечая ее дома, под своим собственным носом.

Реальность Африки показывает, насколько нелепы обращенные против нее предрассудки. Жизнь большинства ее жителей очень тяжела, но в этом и во многом другом она очень похожа на жизнь «белых людей» из восточноевропейского гетто. Больше того, причины бедности, нестабильности и разрухи являются общими для стран бывшего СССР и других, «тропических», регионов стран Третьего мира, которые на деле отличаются от нас только климатом и экзотическим колоритом.

Черные жители Африки и наши белые, пораженные расистскими комплексами, граждане находятся в общем сегменте периферии глобальной системы капитализма. Транснациональный бизнес одинаковым образом грабит их страны, используя их в качестве рынков сырья, сбыта и дешевой рабочей силы, вовлеченной в болезненные процессы миграции. А сохранившаяся по нынешний день сегрегация между господствующим в экономике белым меньшинством и пролетаризованной массой коренных африканцев только показывает: расовое неравенство определяется социальной дискриминацией, равно как и порожденный этими противоречиями криминал. Сказочное богатство нуворишей из богатых белых кварталов ЮАР обусловлено нищетой черных пригородов, откуда рекрутируются рабочие руки, за копейки создающие красоту Претории, Кейптауна и Йоханнесбурга. А капиталы постсоветских олигархов в той же степени созданы трудом рабочих с белой кожей и рабским ярмом на шее.

Африка – стартовая точка всего человечества. В пещерах Стеркфонтейн близ Йоханнесбурга были обнаружены ископаемые останки Australopithecus africanus, возрастом 2,3 миллиона лет. Их нашли в 1947 году – как раз тогда, когда власти ЮАР установили в своей стране политическую систему апартхейда, отрицавшую человеческие права коренных жителей африканского континента. После ее крушения здесь открыли музейный комплекс «Колыбель человечества» – грандиозный обучающий аттракцион естественной истории, одинаково интересный и для взрослых, и для детей. Такие музеи попросту не могут появится сейчас в России и Украине, где в обществе сгущается туман клерикального мракобесия.

«!Ke e: ǀxarra ǁke» – «Разные люди объединяются». Так звучит национальный девиз Южной Африки, на вымершем «цокающем» языке «цъхам». Его носители – койсанские племена – считаются древнейшими историческими обитателями этой земли. В реалиях нынешней ЮАР эти слова представляют собой политический лозунг. Они говорят: борьба за новый мир не будет успешной, пока предрассудки разъединяют людей разных рас, народов и языков, одинаково страдающих от противоречий мировой системы капитализма.

Африка очень близка нам – и мы постараемся показать это в очерках об историческом развитии и современной жизни ЮАР. Чтобы наши соотечественники, запертые в спальных районах и видевшие мир только через кривое зеркало пропаганды, смогли по-другому взглянуть на волшебную землю из детских сказок – осознавая причины ее кошмаров.
Tags: Африка, Третий мир, буржуа, гетто, империализм, их положение, мандри, расизм
Subscribe

  • 2020: фото

    Если мы еще поживем, и меня спросят: "как ты провел 2020-й год?", я отвечу: "лечился от ковида, путешествовал и писал". О…

  • Папа и хунта

    В 1976-м году Бергольо потребовал, чтобы два священника-иезуита (Орландо Йорио и Франсиско Халикс) прекратили проповедовать теологию освобождения…

  • Светлана Баскова

    Российский кинорежиссер Светлана Баскова получила известность в конце девяностых – как автор авангардного кино, а затем сняла серию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments