Андрей Манчук. Социальный журнализм (kermanich) wrote,
Андрей Манчук. Социальный журнализм
kermanich

"F.I.S.T"

Завтра на нашем киноклубе будет показан фильм, известный в русскоязычном прокате под банальным названием "Кулак". К сожалению, оно полностью искажает ее подлинное название - "F.I.S.T"  ("Federation of Inter State Truckers"), которое скрывает в себе аббревиатуру легендарного профсоюза "тимстеров" - водителей большегрузных автомобилей.
Публикую здесь мою старую статью об этой картине. Она написана в контексте одной из крупных шахтерских акций 2002 года, которую активно поддерживал Всеукраинский Союз рабочих.

"Кулак" Хоффы

Вечером в шахтерском лагере на Трухановом острове смотрят кино, протянув антену с соседней лодочной базы. Горняки отдыхают от жары, пикетов, ежедневной беготни по “инстанциям”. Кое-кто, искупавшись, крестится в сторону противоположного берега, где за холмами звонят колокола Лавры. В первые дни своего пребывания в Киеве шахтеры ходили туда на экскурсию. Возможно, они собирались разведать запасы угля в глубине лаврских пещер. Чтобы затем начать их разработку, прогнав тунеядцев-монахов из комфортных келий и переоборудовав их в рабочую общагу. Тогда Кабмин можно было бы пикетировать в конце каждой смены, в боевой раскраске из угольной сажи – настоящий кошмар для всего кодла “исполнительных” и “законодательных” чиновников.

Сейчас, после пяти нед в столице, шахтерам не до экскурсий. Святые места – суды и министерские департаменты, с их чиновниками, и доброхотами-политиканами, надоели им до зеленых чертей. Денег по-прежнему нет, – их теперь и не обещают. Усталость, разочарование растут изо дня в день. Пассивное сидение посреди столицы съедает силы, подтачивает решимость продолжать борьбу.

В один из таких вечеров шахтеры смотрели по телевизору “Кулак” ("F.I.S.T") – голливудский фильм из истории рабочего движения США. Почти что документальный рассказ о жестокой жизненной школе профактивистов. О том, как их травит начальство, как их гонят с работы, подкарауливают и избивают у порога своего дома, изводят угрозами, шантажом, провокациями и доносами, лишая доверия и поддержки своих товарищей. Как поначалу доверчивых и неопытных работяг цинично дурят “честным словом” хозяина, пытаются смирить с помощью красноречия соглашателей-профбоссов. Как затем, – по мере того, как рабочие организуются, в них просыпается злость и растет осознание собственной силы, – на них напускают полицию и вооруженные банды, которые громят пикеты, топчут палатки участников забастовки. Как их бросают за решетку и убивают посреди улицы.

Здесь есть самые актуальные сюжеты – включая картину бюрократического перерождения, сотрудничества с криминалом, “врастания во власть” верхушки некогда боевого профсоюза и вполне прозрачных намеков на необходимость создания пролетарской партии. Здесь можно учится практике рабочего протеста – от хорошо знакомого нам блокирования дорог, до создания мобильных, оперативных отрядов рабочей самообороны, способных оказать отпор вооруженной хозяйской охране.

Полтора часа кинокартины обобщают десятилетия рабочей борьбы, и этот опыт чрезвычайно важен для украинских шахтеров, совершающих первые, подчеркнуто робкие акции социального протеста. Четыре недели смирного сидения научили их очень немногому. Они все еще не требуют, а просят. Выпрашивают, – в то время, как их братья по классу, эмигранты из Восточной Европы, во главе с их лидером Джоном Коваком, по-настоящему сражались за то, чтобы, шаг за шагом, добиться выполнения своих экономических требований – отмены штрафов, оплаты сверхурочных, повышения зарплаты.

Все это – не выдумка режиссеров. Исторический прототип Ковака – Джимми Хоффа, лидер могущественного профсоюза «тимстеров» ("F.I.S.T" - "Federation of Inter State Truckers"), водителей тяжелых грузовиков, герой других голливудских фильмов –  «Хоффа» и «Боссы тимстеров», а также документальной ленты «Вражда». Он создал мощную, боевую структуру всеамериканского профсоюза, и закончил жизнь, опороченный тесными связями с мафией. Роль Ковака добротно сыграл молодой Сталлоне, бывший порноактер и будущий киногерой империализма.

Конечно, кто-то ругнется по поводу голливудского происхождения «Кулака» – но надо было видеть, с каким интересом смотрели его бастующие шахтеры. Ведь нам и в правду приходится догонять Америку, равняясь на активность и решительность пролетариата Запада и Востока.

А днем раньше на телеэкранах Украины шел новенький чешский фильм «Хозяйка». В нем с едкой иронией показаны собственники некогда народных предприятий, а также, растерянные рабочие. Лишившись заводов и фабрик, они уже добиваются их возвращения. Еще несколько лет назад эти фильмы не имели бы шансов попасть на экран. Тогда нас заверяли, что пролетариат больше не существует – во всяком случае, как класс. Сегодня, на фоне акций шахтеров и металлургов, буржуазия по-своему признала рабочее движение Украины. Однако, наши хозяева не боятся протеста своих рабочих, – по причине беззубой пассивности их выступлений. И социальные ужастики вроде «Хозяйки» и «Кулака» лишь приятно щекочут нервы самоуверенных буржуа.

Пролетариат нашей страны стоит в самом начале пути, который когда-нибудь приведет к концу господство капитализма. Опыт "Кулака" учит – украинским рабочим пора перейти к серьезным формам борьбы. К действиям, бьющим по карману и имиджу зажравшихся хозяев – без боязливой оглядки на их лживую конституционную законность, с применением лучших боевых традиций и опыта мирового рабочего движения. 

Потому, что лишь самому рабочему классу под силу покончить со своим нынешним унизительным положением.

«Рабочий класс»
2002 г.
Tags: культура, профсоюзы
Subscribe

  • 2020: фото

    Если мы еще поживем, и меня спросят: "как ты провел 2020-й год?", я отвечу: "лечился от ковида, путешествовал и писал". О…

  • Папа и хунта

    В 1976-м году Бергольо потребовал, чтобы два священника-иезуита (Орландо Йорио и Франсиско Халикс) прекратили проповедовать теологию освобождения…

  • Светлана Баскова

    Российский кинорежиссер Светлана Баскова получила известность в конце девяностых – как автор авангардного кино, а затем сняла серию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments